Всeлeннaя “Звeздныx вoйн” — идeaльный сeттинг для видeoигр, кoтoрый пoчти нe трeбуeт дoдумывaния или aдaптaции. В нeм срaзу, “из кoрoбки” (или, кaк минимум, пoслe прoчтeния сoпутствующиx книг) eсть клaссный нaбoр кaнoничныx мирoв — вoдныe, oгнeнныe, лeсныe, пустынныe, снeжныe и eщe черт знает какие планеты. В “Звездных войнах” есть яркие персонажи на роль героев и злодеев — джедаи, ситхи, имперские генералы, лидеры повстанцев. Можно задействовать тех, кто был показан в фильмах, можно вводить новых без ущерба для сюжета и логики. Видеоиграм нужны рядовые противники, пушечное мясо, — здесь это штурмовики и дроиды. Нужны и боссы, — это шагающие танки AT-AT, инопланетные чудовища и имперские звездные разрушители. Даже игровые механики уже продуманы: парирование огня бластеров световыми мечами, собственно дуэли на световых мечах, телекинез с помощью Силы, воздушные схватки на истребителях. Выстрел по уязвимому месту “Звезды Смерти” — и вовсе идеальная видеоигровая сцена. Не зря ее активно копировал да хотя бы сериал Ace Combat со своими летающими крепостями. Джастин Чин, один из авторов игры Dark Forces, объясняет: “Сами видеоигры как новое медиа и ‘Звездные войны’ появились примерно в одно время и с одинаковой задачей — погрузить человека в альтернативный мир”.
Игры по “Звездным войнам” стали великими, конечно же, не сразу.
Первая в истории видеоигра Star Wars: The Empire Strikes Back вышла на платформах Atari 2600 и Intellivision. В этом простейшем скролл-шутере была воспроизведена всего одна сцена из одноименного фильма, из битвы на планете Хот. В ней Люк Скайуокер на снежном спидере стрелял по шагающим танкам AT-AT, чтобы не дать им разрушить генератор базы повстанцев. “Сила” в игре работала очень просто: иногда спидер Люка начинал светиться и временно становился неуязвимым. Игру хвалили прежде всего за графику и спецэффекты, и было понятно: вся ее прелесть — просто в том, что можно поиграть за героя любимого фильма.
Еще примитивнее оказалась первая игра с механикой управления световым мечом: Star Wars: Jedi Arena. В ней два джедая тренировались отбивать разряды плазмы, которые испускал поисковый дроид. Современный игрок может даже не сразу понять, что этот странный “пинбол” — игра по мотивам “Звездных войн”, а журналисты любят включать ее в списки худших в истории.
Космические бои были впервые показаны в Star Wars для аркадных автоматов в 1983 году, с продвинутой векторной графикой, оцифрованной речью актеров из фильма, настоящим поединком с Дартом Вейдером и каноничным взрывом Звезды Смерти в финале. Об этой игре, напротив, вспоминают очень тепло и включают ее в рейтинги лучших аркад, хотя вряд ли вы захотите попробовать ее сейчас.
Первый платформер по “Звездным войнам” был выпущен Namco только для японского рынка, зато вторая игра в этом жанре, от австралийской студии Beam Software, стала значительно известнее. Она была доступна во всех регионах и сразу на несколько платформах: NES, Master System, Game Gear, Game Boy. Позже улучшенная версия этой игры, Super Star Wars, вышла на SNES, а в наши дни она существует в версиях для Nintendo Wii, PlayStation 4 и PlayStation Vita. Этот проект уже гораздо больше похож на игры в современном понимании: здесь есть несколько разных по внешнему виду уровней с платформами и стрельбой, можно управлять несколькими персонажами из фильма, а также спидерами и истребителями. Нормальная игра эпохи NES/SNES. Возможно, вам она даже знакома и нравилась. По словам Джастина Чина, успех этого платформера “потряс всех в Lucasfilm” и доказал руководству, что видеоигры по “Звездным войнам” — это серьезный бизнес.
В результате компания LucasArts (игровое подразделение Lucasfilm) взялась за производство игр сама и догадалась не просто повторять сцены из фильмов, а делать абсолютно самостоятельные произведения. Например, сериал Star Wars: X-Wing — космические симуляторы с набором миссий за пилота повстанцев или, в поздних играх, Империи. Хотя некоторые задания из фильмов, вроде битвы на планете Хот или атаки на первую и вторую Звезды смерти, в играх тоже есть, все остальные миссии — это новый для фанатов “Звездных войн” контент про подавление восстаний коварных генералов, охоту на космических пиратов, эскортирование торговцев и, конечно, стычки повстанцев и имперцев. В последней игре цикла, Star Wars: X-Wing Alliance 1999 года, можно было управлять “Тысячелетним соколом” (или самим кораблем, или одной из турелей), совершать во время миссии гиперпрыжки к другим планетам, а встроенный редактор заданий позволял выдумывать собственные сценарии битв множества кораблей самых разных классов. Идеальное развлечение для фанатов “Звездных войн”. Роб Смит, автор книги об истории LucasArts, вспоминает: “Ты хватаешь джойстик и чувствуешь что-то в духе ‘боже, я же пилотирую X-Wing и стреляю по TIE Fighter. Я не просто оказывался внутри игры, я попадал внутрь целой вселенной”.
Еще одна новинка, интерактивный фильм Star Wars: Rebel Assault, оказалась тупиковой ветвью развития (как и весь жанр в целом), зато трехмерные шутеры от третьего лица подошли “Звездным войнам” гораздо больше. Западная пресса очень любит игру Star Wars: Shadows of the Empire 1996 года, она стала хитом на Nintendo 64, но несмотря на PC-порт, не слишком запомнилась в России. Ее главный герой по имени Дэш Рендар стрелял из бластера, летал на джетпаке, водил технику и охотился на Бобу Фетта, а действие происходило между фильмами Empire Strikes Back и Return of the Jedi. Shadows of the Empire была частью мультимедийного проекта, в который также вошли книга, комиксы, настольные игры и многое другое.
Гораздо ближе российским геймерам цикл Star Wars: Jedi Knight, потому что его игры как раз делались в первую очередь для PC, а затем уже переносились на консоли (и то не все). Все началось с шутера от первого лица Star Wars: Dark Forces 1995 года. Его главный герой, наемник по имени Кайл Катарн, сначала работает на Империю, но быстро переходит на сторону Альянса повстанцев. Это типичное подражание Doom cо стандартным для тех лет управлением и функционалом. Гораздо интереснее вторая часть, в которой герой быстро получает доступ к световому мечу и может пользоваться силой — как ее светлым, так и темным аспектом, причем как в сражениях, так и для решения пазлов. А еще в нем можно выбирать между режимами от первого и от третьего лица, что позже стало довольно привычной опцией для шутеров по “Звездным войнам”. Если Кайл сосредотачивается на светлой стороне силы, он получает светлую концовку, если же нет — оказывается на темной стороне.
Это уже полноценный осмысленный сюжет вполне в духе философии “Звездных войн”, который очень понравился фанатам вселенной. Что важно, сценарий утверждался руководством Lucasfilm и лично Джорджем Лукасом, поэтому его нельзя было считать отсебятиной. А в дополнении к Dark Forces II можно еще и поиграть за Мару Джейд, жену Люка Скайуокера (по версии Расширенной вселенной “Легенды”, которая сейчас считается неканоничной). Был добавлен и популярный мультиплеер, в котором одновременно могли сражаться до 32 человек. Цикл был продолжен играми Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast для PC, GameCube и Xbox и Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy, которые продолжали тему баланса между темной и светлой сторонами силы. Правда, в последней части для героя уже можно было выбрать пол и расу, а Кайл Катарн стал наставником в академии джедаев.
“Звездные войны” осваивали все жанры, до которых могли дотянуться. Star Wars Episode I: Racer (PC, Nintendo 64, Dreamcast, GBC) по мотивам первого эпизода оказалась отличной футуристической гонкой, причем самой продаваемой в истории — впереди и F-Zero, и Wipeout. В 1998 году вышла неудачная RTS (близкая к глобальным космическим стратегиям) Star Wars: Rebellion, в которой нужно было завоевывать или колонизировать планеты, добывать ресурсы, строить армию. Зато через три года появилась и приличная игра в жанре: Star Wars: Galactic Battlegrounds сделали разработчики Age of Empires, которые просто перенесли работающие механики Age of Empires во вселенную “Звездных войн”. Специально для консолей Nintendo 64 и GameCube (некоторые игры были портированы на PC) был выпущен цикл аркадных симуляторов космических боев Star Wars: Rogue Squadron. От более понятных для PC-игроков реалистичных игр Star Wars: X-Wing эти отличались акцентом на зрелищность и удобство управления, и они тоже удались.
Star Wars Rogue Squadron II: Rogue Leader для GameCube и вовсе вошла в историю как одна из лучших и самых красивых игр во вселенной Star Wars.
Подход LucasArts в те годы предельно понятен. Если в компании видели, что на рынке есть новый перспективный жанр или направление, они сразу же прикидывали, кому можно поручить сделать в нем что-нибудь по “Звездным войнам”. Пожалуй, самые именитыми играми в этой вселенной стали RPG от студий BioWare и Obsidian — цикл Star Wars: Knights of the Old Republic. События в нем происходят задолго до всех фильмов, во времена, когда старая Республика воевала с Империей ситхов. Саймон Джеффери, президент LucasArts в 2000-2003 годах, вспоминает: “Для большинства ‘Звездные войны’ — это прежде всего история о Люке Скайуокере и Хане Соло, но предыстория тоже очень увлекательна. Поэтому я очень загорелся идеей сделать RPG в духе Baldur’s Gate во времена Старой Республики. Мы долго уговаривали BioWare, создателей Baldur’s Gate, хотя бы обсудить этот вопрос, и в конце концов они согласились”.
Эти игры отлично показывают, как хорошо реалии “Звездных войн” адаптируются к механикам любого жанра. Например, все способности Силы прокачиваются и работают примерно так же, как магия в фэнтезийных играх, и это выглядит естественно. Привычный для RPG моральный выбор здесь склоняет героя к темной или светлой стороне. Можно брать других персонажей в партию, путешествовать по множеству планет, сражаться в пошаговых (по факту) боях с DnD-подобной механикой. В финале герой либо уничтожает лидера ситхов (и становится на светлую сторону) или занимает его место (и переходит на темную сторону). Две части Star Wars: Knights of the Old Republic принесли много славы BioWare и Obsidian и показали, как делать глубокие, интересные, зрелищные и умные RPG для широкой аудитории, интересные одновременно и PC-геймерам, и консольным геймерам, и очень сильно повлияли на развитие жанра в XXI веке.
Разумеется, “Звездные войны” — идеальный сеттинг для MMORPG, и с 2003 по 2011 год жить в этом мире можно было с помощью игры Star Wars Galaxies. Для нее был выбран временной период между четвертым и пятым эпизодами. На старте были доступны двенадцать планет, включая Татуин и Набу, в дальнейшем были добавлены Кашиик и Мустафар. Игроки могли выходить в космос и спокойно перемещаться по 12 доступным зонам, на поверхности планет были воспроизведены многие памятные места из фильмов, а в число NPC включили культовых героев, от Люка Скайуокера до призрака Оби-Ван Кеноби. Игра не просто позволяла отыгрывать роль сторонника Империи, Альянса или держать нейтралитет, и выучивать самые разные военные профессии, но и давала широчайший простор для тех, кто хотел просто жить в этом мире. Отдельно стоит отметить крайне сложную и увлекательную механику прокачки персонажей-джедаев, за которыми велась самая настоящая охота.
В Star Wars Galaxies естественным образом складывалось разделение труда: кто-то добывал ресурсы, кто-то их обрабатывал, кто-то строил или украшал дома или целый город, а кто-то становился профессиональным политиком и управлял этим городом. Игра пользовалась большим успехом на старте в 2003 году, но популярность потихоньку снижалась, и в 2005-м после неудачного апгрейда боевой механики пользователи начали еще активнее отменять подписку. Скандал, впрочем, стал поводом устроить еще одну невиданную штуку: массовые демонстрации несогласных прямо внутри игры.
В 2011 году на смену Star Wars Galaxies пришла Star Wars: The Old Republic. По слухам, игра обошлась в $150-$200 миллионов долларов — рекордный бюджет по меркам индустрии того времени. Хронологически и идейно это сиквел двух игр цикла Star Wars: Knights of the Old Republic, и делала ее тоже студия BioWare. Хотя это и MMO, в The Old Republic есть несколько полноценных сюжетных веток с диалогами, кат-сценами, миссиями, и игру можно проходить хотя бы ради него. Это самый крупный проект в рамках Расширенной вселенной “Звездных войн”, и еще до написания собственно игровых текстов разработчикам пришлось подготовить гайдлайны по миру на тысячу страниц и с большим скрипом утвердить их у Lucasfilm. Как можно было ожидать от BioWare, с NPC-напарниками можно крутить романы, в том числе и с NPC одного пола с героем. При этом это и полноценная MMO с PvP-боями, подземельями и рейдами. В настоящее время игра доступна как по подписке, так и бесплатно (но с некоторыми ограничениями). Она регулярно обновляется, и последнее крупное расширение, Knights of the Eternal Throne, вышло в 2016 году.
В то время как большая часть Star Wars фокусировалась на стрельбе, во вселенной появился и экшн от третьего лица в духе, условно говоря, God of War. Это Star Wars: The Force Unleashed, вышедший в 2008 году на всех актуальных тогда платформах. Действие игры происходит между событиями третьего и четвертого эпизодов “Звездных войн”. В ней Дарт Вейдер придумывает хитрый план: тайно воспитать собственного ученика, Галена Марека по прозвищу Старкиллер, и приказать ему убить императора Палпатина.
Игра довольно вольно обращается с каноном, и в одной из концовок, например, вы можете убить Дарта Вейдера. Больше всего она выделилась, впрочем, благодаря новым графическим технологиям и механике. Старкиллер изобретательно комбинирует в бою атаки световым мечом и использует Силу, а анимация разрушений объектов до сих пор смотрится очень круто.
Игровая пресса выставила Star Wars: The Force Unleashed в основном семерки. Большинству журналистов не понравились баланс, боссы и отдельные сюжетные сцены. Мы ее запомнили очень красивым моментом, когда Старкиллер с помощью Силы притягивает целый Звездный разрушитель и бьет им о поверхность планеты.
Продажи у игры оказались отличными — за первые десять месяцев она разошлась тиражом в шесть миллионов копий. Отдельно стоит упомянуть, что PS2 / Wii / PSP не только получили свою увлекательную версию игры. Каждая из платформ могла похвастаться эксклюзивными режимами. Например, на PSP можно было поучаствовать в исторических сражениях и мультиплеерных дуэлях. А на Wii был режим для нескольких игроков, напоминающий Smash Bros.
Кроме того, Американская гильдия сценаристов дала игре награду за Лучший игровой сценарий. Потом вышел сиквел — Star Wars: The Force Unleashed II.
Конечно, не все фанаты культовой франшизы хотят играть за джедаев. И LucasArts смогла удовлетворить запрос подобных игроков, выкатив на рынок в 2005 году шутер Republic Commando для Xbox и PC. События проекта разворачивались в промежутке между эпизодами II и III, поэтому игроки смогли увидеть такие планеты, как Джеонозис и Кашиик. Адреналиновый FPS про отряд спецназа клонов был вдохновлен Halo, Metroid Prime, Rainbow Six и Ghost Recon. Упрощенная система управления отрядом была грамотно объединена с голливудским размахом, элементами хоррора и общей брутальностью происходящего. Никакой Силы — только четверка героев, по визорам которых стекает кровь и машинное масло многочисленных противников. Приключения отряда “Дельта” настолько запали в души поклонников, что игроки до сих пор надеются когда-нибудь увидеть сиквел.
Есть много шутеров от первого и третьего лица в мире “Звездных войн” с мультиплеером, но именно Star Wars: Battlefront 2004 года от студии Pandemic взялся за нишу командных сражений в духе Battlefield. Четыре фракции, пять классов, техника, захват точек, набор карт с разными планетами разного времени и до 64 бойцов в одной битве на PC и до 32 на PS2 / Xbox. В игре формально был и сингл, для которого собрали набор исторических миссий из разных фильмов, но он был явно нужен только для тренировки перед многопользовательскими битвами. В сиквеле, который вышел всего через год, сюжетный режим сделали более осмысленным и сфокусировали его на истории бойца-клона из 501-го Легиона Дарта Вейдера, путь которого начался в конце второго эпизода и закончился битвой на Хот. Еще одним интересным режимом обеих игр был Galactic Conquest: в нем нужно было на глобальной галактической карте выбирать планеты для вторжения, а затем захватывать их в режиме командного сражения с ботами.
Спустя десять лет игру Star Wars Battlefront решили перезапустить, причем эту работу поручили студии DICE, авторам Battlefield (что весьма иронично). Благодаря новым технологиям и отличной анимации игра получилась необыкновенно зрелищной, воспроизводила дух “Звездных войн”, давала возможность увидеть множество любимых персонажей, вроде Люка Скайуокера и Дарта Вейдера.
Тем не менее, ее раскритиковали за упрощенный геймплей. Позже разработчики признались, что хотели сделать игру понятной для новичков или детей, которые мечтают сразиться против родителей. Но многих разочаровало именно отсутствие сюжетной кампании и малое количество контента. Кроме онлайн баталий, игра предлагала лишь набор кооперативных миссий.
В выходящей на днях Star Wars Battlefront II к критике про отсутствие кампании прислушались, поэтому, кроме продвинутой графики, которая теперь поддерживает PS4 Pro и Xbox One X, в игре есть полноценный сюжет, и ему уделяется гораздо больше внимания, чем в старых частях от Pandemic. Относительно недавно Расширенная вселенная “Звездных войн” перестала считаться каноном, и большая часть игр, упомянутых в тексте (кроме прямых адаптаций фильмов), — тоже. Поэтому Star Wars Battlefront II — это первая каноническая игра с уникальным сюжетом.
Главная героиня — Иден Версио, командир отряда спецназа Империи «Инферно». Она видела, как была уничтожена вторая Звезда Смерти, и считает повстанцев опасными террористами, которых надо уничтожить. Star Wars Battlefront II даст возможность заглянуть по другую сторону фронта и убедиться в том, что там далеко не все были такими уж злодеями.
Иден выросла на благополучной планете Вардос, для нее Империя — это прежде всего порядок и стабильность. Также в игре можно будет эпизодически играть за Люка Скайуокера и Кайло Рена. Сингл-кампания построена как полноценный современный сюжетный шутер и, разумеется, позволяет и полетать на тай-файтерах, и сразиться с захваченным повстанцами AT-AT.
Мультиплеерный режим был изменен не столь радикально, зато в него добавили много всего ожидаемого и интересного. Вернулись классы, есть и полноценные бои в космосе, больше персонажей и техника из всех трех эр кинотрилогии.
По “Звездным войнам” было еще очень много всего самого разного. Начиная от культовых коллабораций с LEGO и Angry Birds и заканчивая странными экспериментами, вроде Kinect Star Wars, браузерок и обучающих мультимидейных проектов.
Были охвачены почти все жанры, от файтингов (Masters of Teräs Käsi для PlayStation) и клонов Final Fight (Jedi Power Battles для PlayStation, Dreamcast и GBA). Были даже копирки Twisted Metal (Star Wars: Demolition для PlayStation и Dreamcast) и Mario Kart (Star Wars: Super Bombad Racing), и если вы об этих играх не слышали, так это потому, что они по большей части ужасны. Но благодаря этой готовности идти на безумные эксперименты LucasArts, а теперь и Electronic Arts и их партнеры все же смогли найти десятка полтора действительно работающих идей и подарили нам много отличных хитов.
А какая ваша любимая игра по Star Wars? Ждем ваших комментариев чуть ниже.
Источник